Кто владеет музыкой? Правовые ловушки совместного творчества
На Международном форуме IPQuorum.Музыка эксперты обсудили, почему одна песня может иметь пять правообладателей, где кроются серые зоны авторского права, чем грозят устаревшие договоры 90-х и каковы новые риски цифровой эпохи.
В рамках сессии «Правовые рамки совместного творчества» были озвучены ключевые проблемы, которые возникают в сфере авторских прав и совместного творчества в музыкальной индустрии. В центре внимания оказались модели правоотношений между авторами, исполнителями и продюсерами, а также проблемы распределения прав и доходов. В ходе обсуждения были затронуты темы контроля за правомерным использованием произведений и борьбы с пиратами.
Основным вопросом стало множественное правообладание в музыкальной индустрии. Музыка – это та сфера, где редко встречаются произведения, права на которые принадлежат только одному автору. «В музыке избежать множественного правообладания практически невозможно, – отметила Екатерина Чуковская, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, – Изучая литературное или изобразительное произведение, мы можем обойтись без посредников – достаточно уметь читать или видеть. Но музыку большинство из нас воспринимает только через исполнителей. Ведь мало кто умеет читать партитуры или по нотам сможет понять замысел композитора. Поэтому в музыке возникает целая “матрешка” прав: композитора, автора текста, аранжировщика, исполнителя, изготовителя фонограммы – и все это получает конечный пользователь как единый, но многокомпонентный правовой “букет”».
Законодательство предусматривает, что распоряжение правами при множественном авторстве должно осуществляться совместно – если между авторами нет иного соглашения. Например, если музыкальное произведение с текстом создано как единое целое, то для заключения лицензионного договора – будь то с лейблом или другим участником монетизации – необходимо согласие всех соавторов: и автора музыки, и автора текста. Согласия одного из них недостаточно. «Все чаще в практику входит важный документ – соглашение между авторами, – подчеркнул Илья Горячев, советник юридический фирмы «Городисский и Партнеры», – Оно регулирует не “долю исключительного права” (что часто ошибочно указывается в договорах), а долю от доходов, получаемых от использования произведения. По закону, если иное не установлено соглашением, все доходы делятся поровну: при двух авторах – 50/50, при четырех – по 25% каждому».
Важным моментом является то, что в случае, если издательство или иной пользователь произведения не выполняет свои обязательства по выплате вознаграждений в течение месяца, договор может быть расторгнут автоматически. Это позволяет избежать длительных судебных разбирательств и упрощает процесс расторжения договоров, когда обязательства не исполняются.
Также в ходе обсуждения был поднят вопрос о проблемах, возникающих в результате несовершенства договоров, заключенных в 90-е годы. С переходом в цифровую эпоху старые договоры, в которых не учитывались права на использование произведений в интернете, становятся все более спорными. Это приводит к множеству судебных разбирательств, и все чаще возникает необходимость пересмотра условий таких договоров для включения новых способов использования, таких как стриминг или интернет-платформы. Эта юридическая лакуна становится причиной множества проблем.
Своим опытом и пониманием авторского права поделился Леонид Величковский, советский и российский музыкант, композитор и продюсер, экс-участник групп «Биоконструктор», «Технология», продюсер Лады Дэнс, Ольги Бузовой, певицы ELLA, группы Selfie, первый продюсер групп «Стрелки» и «Вирус»: «У меня богатая судебная практика – я прошел почти тридцать судов, связанных с авторскими и смежными правами, и по сути получил второе высшее образование в области авторского права. Поэтому могу сказать: чтобы стать автором, не требуется никакой регистрации. Авторское право возникает автоматически в момент создания произведения. Как только вы написали песню – вы уже ее автор. Регистрировать ничего не нужно. К сожалению, именно этот факт порождает возможности для махинаций. То же самое касается смежных прав: как только вы записали фонограмму, право на нее у вас есть. Но именно из-за отсутствия формальной процедуры возникают так называемые “серые зоны”, которые некоторые недобросовестные игроки сознательно используют», – подытожил музыкант.
Когда речь заходит о стратегии использования музыки, одним из ключевых вопросов становится определение хронологии использования произведений и того, как авторы могут контролировать их распространение. Все чаще встречаются ситуации, когда произведения используются без согласия авторов или когда авторы и исполнители не могут договориться с наследниками о стоимости прав на использование произведений. Особенно часто это происходит с произведениями, которые были созданы много лет назад, например в советское время, и теперь, спустя годы, наследники предъявляют права на использование этих произведений.
В ходе сессии было рассмотрено несколько казусов, которые ярко демонстрируют сложность и многогранность вопросов, связанных с авторским правом в музыкальной сфере. Один из ярких примеров – случай, связанный с трансляцией произведения композитора Георгия Свиридова. Об этом кейсе рассказала Ирина Герасимова, заслуженный работник культуры Российской Федерации, генеральный директор – художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра (РГМЦ), академик Российской академии радио: «Спустя несколько лет после использования произведения “Метель” на радио возникла ситуация, когда наследники автора заявили свои права на компенсацию за использование произведения. Сложность заключалась в том, что радиостанция (бюджетное учреждение) не могла выплатить всю сумму, требуемую наследниками, из-за ограничений в бюджете. Это привело к долгим переговорам, и наконец, была достигнута договоренность о выплате отступных. Поэтому я прошу всех юристов, работающих с бюджетными учреждениями, особенно внимательно учитывать такие моменты», – порекомендовала Ирина Герасимова.
Кроме того, обсуждался случай с наследниками композитора Исаака Дунаевского, которые предъявили права на использование его произведений в мюзикле. Проблема заключалась в довольно большом числе наследников и в высоких требованиях, значительно повышающих стоимость использования произведений. Это привлекло внимание к вопросу о необходимости введения квот на стоимость прав для наследников.
Еще одной важной темой обсуждения стало эффективное противодействие пиратству и борьба с подражателями. Появление новых цифровых платформ и сервисов для распространения музыки, таких как стриминговые сервисы, привело к увеличению числа случаев незаконного использования произведений. В связи с этим участники форума обсудили, как можно использовать юридические механизмы для защиты прав авторов и исполнителей от пиратского распространения их произведений.
Особое внимание было уделено возможности подачи иска о запрете исполнения произведений конкретными исполнителями, которые используют произведения без согласия авторов. Верховный Суд РФ подтвердил, что автор может подать иск не только к организатору мероприятия или концертной площадке, но и напрямую к исполнителям, нарушающим права на исполнение произведений. Это открывает новые возможности для защиты прав и противодействия нарушителям.
Подводя итоги, эксперты форума отметили необходимость улучшения правового регулирования в музыкальной индустрии, особенно в свете новых технологий и способов распространения музыки. В частности, были высказаны предложения о создании единой информационной базы данных, которая бы помогала юристам и пользователям контента отслеживать права на произведения и избежать юридических казусов.
Участники также высказались о целесообразности введения квот на стоимость прав для наследников и ограничения на сумму, которую они могут требовать за использование произведений. Это позволит сделать систему более справедливой и доступной для всех участников рынка.
Форум стал важным шагом в обсуждении правовых вопросов, с которыми сталкиваются авторы, исполнители, продюсеры и пользователи музыкального контента. Обсуждение показало, насколько важно создание прозрачных и эффективных механизмов защиты авторских прав.